Б. Йорган. Экзистенциализм в психотерапии. Раскол нашего времени. .

(перевод Е.Кузнецовой)

Раскол нашего времени.

Мы живём в мире, который расколот на инструментализм и субъективность. Инструментальное сознание \мышление, думанье\ определяет превалирующий способ действий \вид операций\ в нашем обществе. Субъективность и Бессознательное в данном контексте являются чем-то неправильным, не вписывающимся внутрь этой системы. Мульти-культурализм современных обществ основан на идее одинаковости – настоящая отдельность становится невыносимой, когда сталкивается с вопросом социальных структур, которые основаны на централизованном контроле. Что бы ни было не известно \познано\, должно стать известным \познанным\, так как это потенциальный ресурс угрозы.

В превалирующей модели социального устройства \приказа\ гладко функционирующая машина человечности женщины и мужчины обесценивается до одомашненной и наркотизирующей \анестезирующей \ «семейной жизни». Другая сторона бытия человека – тревога, боль, ужас, гнев - рискуют быть исключёнными, делегированы к областям здравоохранения и криминальной системы.

Хотя раскол скрыт. Процесс социализации в современном потребительском обществе производит адаптацию, но при этом обеспечивает видимость индивидуальности и уникальности. У свободы есть приз: она позволительна для тех, кто хорошо интегрирован в производственный механизм; для масс он (приз) напоминает плохо подражаемую телевизионную мечту. С точки зрения системы, субъективность исключена для всех, сокращена как в математическом уравнении.

Но рекламирование, порождающее огромное множество отчужденных желаний, также обмануло себя. Это показывает то, что голод по уникальности не может быть удовлетворён только лишь с помощью потребления. Окружённое всеми товарами мира, человеческое бытиё оказывается в одиночестве, отчуждённости и с ненасытным голодом по «чему-то» большему.

Надежда психотерапии. Становится понятным, почему так много людей, в конце концов, обращаются к психотерапии – они надеются найти ответы на вопросы, которые и являются их жизнью. Но поле психотерапии отражает раскол, который мы находим в обществе в целом. Опять мы сталкиваемся с одной стороны с предблизостью бессознания, а с другой стороны с консультированием как формой. Слишком часто терапия проводится как бизнес, роскошь для образованных и богатых, дешёвое обещание для отчаявшегося.

Экзистенциально – гуманистический подход в психотерапии выражает другое видение. Терапия видится как место, где отчуждённость находит место, чтобы говорить и быть услышанной. Как структура она предлагает возможность встретиться с исключённой частью: Подавленными эмоциями, странностью, которая лежит под ощущением «быть собой», силы судьбы в жизни клиента, которые так мало или совсем не имеют ничего общего с выраженными интенциями. Терапия противостоит страданию клиенту, т.о. она означает надежду, а терапевт – тот человек, который является представителем этой надежды.

Существование, Субъективность и Бессознание.

Экзистенциализм – это философская и терапевтическая позиция, которая направлена на конкретное и индивидуальное существование. Это во-первых и прежде всего опыт и отношение, а не теория. Через исследование субъективности клиент открывает существование. Это открытие придёт как пробуждение и сюрприз, как осознание конкретной материальности собственной жизни и собственных выборов. Субъективность в данном контексте не означает просто выражения впечатлений, мыслей и чувств «Здесь и Теперь».

Экзистенциализм не ведёт к реформации содержания сознания. Субъективность понимается как опыт себя, это эффект, а не причина. Т.о. мы не согласны с когнитивными и бихевиоральными подходами к психотерапии, не потому, что они не верны, а потому, что они имеют дело только со структурами, лежащими на поверхности сознания.

Проживание «Здесь и Теперь», содержание сознания – это начальная точка для открытия бессознательной детерминации. Это является субъективностью. Мы находим пути бессознательной детерминации в повторениях, трансферах, снах и видимых «непроизвольных» действиях клиента.

Терапевт – это не партнёр и не тренер, чья цель состоит в том, чтобы «понять» клиента. Если он или она удерживает надежду клиента в начале терапии, тогда к концу терапии клиент сможет увидеть, что терапевт просто другой человек без особой власти и эксклюзивного взгляда. Психотерапия ведёт к принятию на себя ответственности за свою жизнь.

Что такое экзистенциализм?

Хотя экзистенциализм имеет глубокие философские корни, он переступает любую философскую позицию или систему. Экзистенциализм – это попытка узнать и выразить состояние человека, он не требует особых теоретических знаний. Т.о. мы понимаем теорию не как точку Архимеда, а как манифестацию такого же жизненного процесса, который мы рассматриваем в психотерапии. ЭГП т.о. не предлагает законченных философских систем, готовых ответов, рецептов жизни, но скорее приглашает к процессу исследования движущих сил в прошлом и настоящем жизни клиента.

В контексте истории экзистенциализм появился в той точке, когда религиозные системы начали терять свой авторитет и свою интегративную силу. Экстернализация, которая происходит в религиозных системах верования, даёт дорогу осознанию того, что правда может быть найдена лишь в субъективности (Кьеркегор).

Объективная правда, столетиями понимаемая как совпадение мысли и бытия, привела к исключению субъекта и т.о. она умирает в противоречиях или абсурдах. Индивидуальное существование отделяет мысль и бытие. Это требует от неё переводить философское желание правды в (психотерапевт.) вложение в конкретный опыт. ЭГП отражает веру в высшую силу, которая поддерживает человеческие действия, думанье и чувствования. Человеческая жизнь может быть оценена лишь им самим через следствия. U

Экзистенциализм унаследовал религиозные традиции, но не сосуществует с религиозным верованием. Рай никогда не был потерян, и поэтому его невозможно достичь. Эсхатология, надежда на райскую жизнь, это что-то, что никогда невозможно реализовать, и в то же время это реализовано в каждом моменте нашей жизни. То, что мы сознательно видим впереди нас, то и является той реальностью, которая с нами. Вот почему ЭГ делает ударение на «Здесь и Сейчас» каждодневного существования и отражает духовные предположения различного рода. Знать, что нет конечной правды – это то, что оставляет нам лишь встречу с другим в каждом моменте нашего бытия. Экзистенциализм с этой точки зрения оказывается в непосредственной близости к Восточным и Западным традициям мистицизма.

Hosted by uCoz