. Cложности возникают вследствие того, что Хайдеггер выявляет
измерение нейтральности в фактичномDasein. «Метафизическая нейтральность внут-
ренне (innerlichst) изолированного человека как Dasein, – пишет он, – это не пустая
абстракция из онтического, некое «ни то, ни другое», но подлинно конкретное пер-
воистока (des Ursprunges), Еще-нет фактичной рассеянности (Zerstreutheit)» [6.S.173].
Хайдеггер говорит «ни то, ни другое», имея в виду свойственное человеческому бы-
тию различение на два пола, в отношении которого, прежде всего, и определяется
понятие нейтральности. Однако мы с полным правом можем дополнить гендерные
характеристики человека также возрастными различиями, предполагающими свою
плюрализацию «сущности» человек, согласно которой каждый индивидуум как рож-
денный отсылает, с одной стороны, к более старшим, с другой – к более молодым
поколениям, обнаруживая таким образом сущностную генеративную относитель-
ность своего бытия. Нейтральность и есть, таким образом, тот предел, или полюс
трансцендирования, который составляет «внутренний» телос «заступания в смерть»
как акта радикальной индивидуации. Контрфактичность этого движения означает
возвышение Dasein над конкретными определенностями его фактичной рассеянно-
сти – гендерной и генеративной относительностью человеческого существа. Безот-
носительность выступает как нейтральность Dasein в отношении этих онтических
характеристик, т.е. как бесполость и лишенность возраста. Это нейтральное измере-
ние получает у Хайдеггера название «первоистока», позитивность и сила (Maechtigkeit)
которого заключается в том, что он «несет в себе внутреннюю возможность всякой
конкретной фактичной человечности (Menschentums)» [6.S.172].
Несмотря на квазисубстанциальное различение в Dasein нейтрального (онтоло-
гического) первоистока и конкретных (онтических) характеристик, Хайдеггер пыта-
ется воспрепятствовать дуалистическому толкованию внутренней динамики экзис-
тирования человека как «существа трансценденции», превосходящего онтическое
измерение в опыте понимания бытия. «Dasein вообще, – пишет он, – скрывает внут-
реннюю возможность для фактичного рассеивания в телесность и тем самым –
в гендерность (Geschlechtlichkeit)» [S.6.173], а также – в возрастную (генеративную)
определенность», – добавим мы. Рассмотренное с точки зрения метафизической
нейтральности, появление соответствующих различений (два пола, основные гене-
ративные стадии: дети, взрослые, старики) интерпретируется неизбежно в негатив-
ных понятиях – раскалывания, раздвоения. Однако же Хайдеггер подчеркивает, что
отрицательность, которая привходит в эти понятия, так сказать, с онтической сторо-
ны, в данном случае нерелевантна, ибо речь идет не о том, что «некое большое пра-
существо в своей простоте онтически раскалывается на множество отдельных мо-
ментов» [6.S.173], а о внутренней возможности преломления в многообразном
(Vermannigfaltigung), которая заключена в Dasein и для которой телесность является
«организующим фактором» [6.S.173]. Хайдеггер схватывает указанную возможность
в понятии трансцендентального рассеивания (Zerstreuung), выступающего «динамичес-
ким» эквивалентом экзистенциала со-бытия, или «связывающей (курсив мой. – Т.Щ.)
возможностью фактичной экзистентной расколотости» [6.S.174] Dasein.
Рассеивание оказывается, таким образом, соразмерной фактичности формой ней-
трального Dasein подобно тому, как ответ являлся фактичной формой возобновле-
ния. Изоморфизм этих структур обусловлен тем, что каждая на своем уровне являет-
ся содержательным исполнением базового тезиса хайдеггеровской аналитики о