Экзистенциальная антропология – методология

профилактики и лечения наркотизма

Степанов С. В.

(СПб ГУЗ МНД № 1)

1.Федеральным Законом “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних “ основная часть профилактической работы возложена на систему органов образования, где созданы дополнительные структурные подразделения. Разработаны Концепции (профилактики и реабилитации) (1), “Система минимальных стандартов оказания помощи”. Закон действует с 1999г., Концепция – с 2000г., средства получены.

2. Сравнительный анализ статистических данных за 1998 – 2000 гг. только по Красногвардейскому РНК показывает:

- заболеваемость по всем группам наркологического учёта – психозы, алкоголизм, наркомании и токсикомании – продолжает расти.

- количество первичных больных, взятых на учёт, ежегодно увеличивалось как в абсолютных, так и в относительных показателях. Общее количество ежегодно выявляемых увеличивается в среднем на 21,6%, психозов – на 26,2 %, алкоголизма – на 14 %, наркоманий – на 47,4 %. В структуре первичных больных в 2000г. преобладает алкогольная группа – 66,7 %, в которой психозы составляют 47,7 % (или 31,8 % от общего числа первичных больных), а люцидные формы – 52,3 % (или 34,8 % первичных больных); на наркомании приходится 32,9 %. Соотношение первичных больных алкогольной группы к наркоманам 2 : 1, а психозов к люцидному алкоголизму почти 1 : 1.

- выявляемость женщин увеличилась на 35,7 % и отмечается во всех группах учёта. Среди первичных больных, выявленных в 2000г., женщины составляют 24,5 %, а соотношение их с мужчинами 3 : 1. На диспансерном учёте в 2000г. было 19,4 % женщин, а их соотношение с мужчинами – 4,2:1.

- болезненность детско-подросткового контингента по группе наркоманий возросла почти в 2 раза .

- профилактическая направленность деятельности РНК позволяет выявить лиц на ранних (до наступления болезни) стадиях наркотизации и алкоголизации, которые берутся на профилактическое наблюдение. Общее количество этих лиц увеличилось на 26 % от уровня 1998г. Увеличение произошло за счёт алкогольной группы на 27 % и наркоманий – на 32 %, в основном по взрослому населению .

- на 43 % возросло число больных, обратившихся за анонимным лечением.

- увеличивается сопутствующая наркотизации инфекционная патология - гепатиты, ВИЧ, сепсис. В 2000г. только среди обследованных в РНК выявлено 12,5 % ВИЧ-инфицированных – максимальный уровень за все предшествующие годы.

Приведённые данные говорят об увеличении числа потребителей психоактивных веществ (ПАВ) среди населения района, часто среди детей и подростков. Это свидетельствует и о несовершенстве антинаркотической деятельности в обществе, и об актуальности улучшения этой деятельности. Хотя Закон и Концепция есть, но пока не отмечается начала реальных позитивных сдвигов в этой работе.

3.Для улучшения работы, в том числе, следует учитывать методологические и антропологические аспекты проблемы и предшествующий многолетний опыт СССР, полученный на материале профилактики пьянства, алкоголизма и табакизма. Необходимо признать, что функционирующая воспитательно-образовательная система (не только школы, но и другие учебные и внеучебные заведения и ИДН), из-за своего несовершенства, является важнейшим фактором возникновения потребителей ПАВ. Поэтому вызывает сомнение, что созданная в ней подсистема профилактики и реабилитации будет эффективной – “сами способствуем формированию потребителей, а потом сами их возвращаем на путь истинный”. Не проще ли сразу воспитывать гармоничную личность?

4. Система профилактики наркотизма (в широком смысле) создаётся, т.к. многие думают, что есть профилактика наркотизма, т.е. специфика профилактики наркотизма, - читай специфическая профилактика. В основе этого лежит методологическая ошибка – рассуждение о наркотизме по аналогии с инфекцией. Но наркотизм – не инфекция, следовательно не существует специфической профилактики наркотизма. А этого многие на разных уровнях не понимают.

Также, с точки зрения адекватной методологии, бессмысленно искать препараты и методы специфически устраняющие влечение к данному ПАВ или к любому ПАВ, т.к. само влечение не специфично. Поэтому потребители ПАВ с чрезвычайной лёгкостью переходят с одного вещества на другое или другие. Не существует точек акупунктуры (или их сочетания), воздействие на которые избирательно подавляло бы влечение к ПАВ. Метод воздействия на точки также не имеет значения.

Поэтому нет необходимости и в “билатеральной криоцингулотомии”, ибо она принципиально не может гарантировать устранение влечения. И это понимают в Институте мозга человека РАН, где производят эти операции: поэтому в пылу дискуссии на заседании трёх медицинских обществ в апреле 2001г. в ВМА, один из авторов заявил, что если операцию делать бесплатно, то её эффективность резко снизится!.. После операции авторы рекомендуют длительную реабилитацию, которую желательно проводить за границей; в интервью “ТРК-5 канал” звучат фразы о том, что операция не меняет личность пациента, лживый остаётся лживым (Ю.И. Поляков), пациент может начать вновь употреблять наркотики (С.В. Медведев) и т.п.. Но если так, то зачем же вообще нужна операция?

5. Другая методологическая ошибка: а) люди совершают ошибки по незнанию, б) незнание является главной, если не единственной причиной ошибок. Поэтому профилактика сводится к просвещению (гиперпросвещение): беседы, лекции, комиссии, статьи, книги, TV и т.д.. Но в этом нам не угнаться за СССР, за деятельностью общества “Знание”, домов санитарного просвещения, за тиражами статей и книг, за числом комиссий и наркопостов. И всё это, в СССР, ни разу не привело к уменьшению пьянства и его последствий, не снизило числа курильщиков. Кроме всего этого, последние годы на каждой пачке табачных изделий и их рекламе имеется “предупреждение Минздрава”, но “пандемия курения” (ВОЗ) сохраняется. Данная методологическая установка была характерна для Античности и Эпохи Просвещения, но стала реликтом в наше время на фоне достижений современной культуры, так как полностью игнорирует другие факторы определяющие поведение человека, - сфера бессознательного, защитные механизмы, групповые, суггестивные, аксиологические, экзистенциальные и так далее. Следовательно, незнание – не главная и не единственная причина девиантного поведения и наркотизма, поэтому просвещение не должно быть гиперпросвещением, а профилактика должна включать компонент просвещения, но не сводится к нему. Необходимо учитывать и использовать всю совокупность факторов определяющих человеческое поведение, а так же характерную для нашего времени экзистенциальную фрустрацию и экзистенциальный вакуум.

6. Коль нет специфической профилактики наркотизма и нельзя уповать на просвещение, то следует пристально взглянуть на процесс воспитания (и не только): кого и как мы воспитываем, каких антропологических, точнее философско-антропологических взглядов здесь придерживаемся. И это относится к воспитанию детей и воспитанию воспитателей.

Величайший опыт такой работы принадлежит гению психотерапии XX века – Альфреду Адлеру, статьи которого на эту тему появлялись в 1904, 1912 гг., а с 1919 г. он практически занимается этой работой, создав к 1929 г. только в Вене 28 Воспитательных консультативных центров. Кроме Австрии Центры работали в Германии, Швейцарии, США. Фашизм прекратил эту деятельность (3, 15-17).

Философская антропология является методологическим ядром воспитательной, профилактической, консультативной и психотерапевтической деятельности в области наркологии (и не только).

Многие существующие концепции человека не отражают его природу и сущность во всём объёме, являются односторонними, редукционистскими, о чём много писал Виктор Франкл – основатель “третьей Венской школы психотерапии”(4,5). Наиболее современный и целостный взгляд на человека представлен экзистенциальной антропологией, берущей начало в воззрениях Макса Шелера, и развитой В. Франклом. В своём современном, наиболее разработанном и завершенном виде это учение содержится в работах Альфреда Лэнгле – основателя и главы современного направления психотерапии - Экзистенциального анализа. В теории экзистенциальной мотивации А. Лэнгле генезис зависимостей рассматривается в связи с четвертой фундаментальной мотивацией (2).

Использование экзистенциальной антропологии, как методологии и методов экзистенциального анализа, поможет формированию личности человека, которая найдёт согласие с жизнью и этим будет избавлена от зависимостей разного рода.

Литература:

1.Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. М. 2000г.

2.Лэнгле А. Экзистенциальный анализ - найти согласие с жизнью. Московский психотерапевтический журнал № 1, 2001г.

3.Сидоренко Е.В. Теория и тренинг по Альфреду Адлеру. СПб.,2000г.

4.Франкл В. Воля к смыслу. М. 2000г.

5.Франкл В. Теория и терапия неврозов. СПб., 2001г.

Экзистенциальный анализ и логотерапия в наркологии

Степанов С.В.

(СПб ГУЗ МНД № 1)

1. Экзистенциальный анализ (ЭА) и логотерапия (ЛТ) основаны в 20-е - 30-е годы В. Франклом, и считается “третьей венской школой психотерапии”. Франкл, коррегируя психологизм и редукционизм других школ психотерапии (ПТ) 30-х годов, развил ЛТ как дополнение к ним. Поэтому он не создал концепцию самостоятельного метода ПТ. За последние 17 лет в Обществе ЛТ и ЭА Вены (GLE) метод получил свое дальнейшее развитие, особенно благодаря работам Альфреда Лэнгле, и стал самостоятельным направлением ПТ - ЭА.

2. Экзистенция обозначает действительно состоявшуюся, “целостную” жизнь. “Целостен” человек только там, где он полностью отдается какому-то делу или целиком предан другому человеку”(2). В других направлениях ПТ недооценивается экзистенциальное измерение человека, из которого ЭА определяет практические задачи анализа - анализ обстоятельств жизни как их “прояснение”, состояние внутреннего согласия со своей жизнью.

3. Человек является соединением трех различных видов (измерений) бытия, существом телесным, душевным и духовным (персона). Они находятся друг с другом в особых отношениях, где духовное “противостоит” в нем психофизическому. Каждое измерение имеет свою динамику (психодинамика, ноодинамика ) и проявляются как мотивационные силы. Как существо физическое, человек стремится к поддержанию и к здоровью тела, что регулируется потребностями (еда, сон и др.). Как существо психическое, он переживает благополучие тела, стремится к приятным чувствам и отсутствию напряжения, что воспринимается как удовольствие, а неудача в этом - как неудовольствие, фрустрация. Как персона, человек ищет смысл и ценность жизни, опору, веру, любовь, ценности, истину, справедливость, свободу, ответственность и т.д.

4. Персона способна полемизировать с телесно-душевным бытием (самодистанцирование), и это делает возможным общение с самим собой и определенное поведение по отношению к себе - “внутренняя открытость”. Другая сторона духовного измерения - “открытость миру” (М. Шелер),- познает и ощущает ценности в мире, смысл ситуации. Этим человек превосходит себя, т.е. преодолевает замкнутость во внутреннем мире потребностей и желаний (самотрансценденция), становится открытым для диалога с миром.

5. Так как человеческие измерения различны, то по одному из них нельзя судить о других. Их внутренняя динамика независима. Приятное и желательное на психическом уровне не обязательно “осмысленно, хорошо” на духовном. Что-то может быть правильным, иметь смысл, несмотря на неприятные переживания (принцип желания и реальности ЭА). Психически больной больше ориентируется на приятное, независимо от того, имеет ли это смысл. Здоровый человек придает большее значение смыслу в ситуации. Психопатология имеет антропологическое основание.

6. Особое значение в ЭА имеет учение о мотивации А. Лэнгле. Если В. Франкл выдвинул потребность в смысле, то современный ЭА обнаружил еще три базисных духовных условия, которые предшествуют мотивации смысла, являясь всеохватными и самыми глубокими движущими силами. С точки зрения мотивационной теории ЭА, конечными факторами оказываются отнюдь не сексуальность, или власть, или равновесие, или избегание напряжения. За всем этим собственно человеческое устремление. В самых глубинах человек хочет экзистенции: опоры, отношения, бытия самим собой, смысла. И если это желание фрустрировано, то жизнь становится скучной, разочаровывающей и пустой. Т.о., учение ЭА выступает как развитие и углубление других направлений ПТ. Психопатогенез различных психических расстройств связан с духовными фундаментальными мотивациями. Нарушения 1-й мотивации,- могу ли я быть здесь? - приводят к страхам и образуют психическую составляющую шизофрении. Со 2-й мотивацией,- хочу ли я так жить? - связано базисное чувство собственной ценности, его недостаточность приводит к депрессии. Дефицит на уровне 3-й мотивации, - имею ли я право быть так и таким, как я есть? - приводит к истерическому симптомокомплексу и серьезнейшим личностным нарушениям. 4-я мотивация,- для чего я живу? - недостаточность смысла существования приводит, прежде всего, к зависимостям, что особенно актуально в наркологии. В Вене в 1997г. вышла книга - “ Быть зависимым “,- специально посвященная этой проблеме.

7. Так как человека можно понять только на основе его взаимосвязей, то и лечить его можно только с их учетом. Душевная болезнь возникает вследствие частичной изоляции (нарушения диалога и обмена), которая создается из-за обособления и преувеличения (абсолютизации) частных потребностей человека. Любая ПТ искусственно высвобождающая человека из его жизненных связей (например, путем односторонней концентрации на потребностях, чувствах, мыслях и проч.), фальсифицирует человеческое бытие.

8. Жизнь всегда происходит только в настоящем времени, поэтому исходным пунктом ЭА является “актуальное”. Однако в центре анализа - будущее, созидание дальнейшей жизни. ”Без будущего” - означает: не видеть доступа к жизни. Экзистенция заблокирована - отчего это происходит? а) “Груз прошлого” заслоняет настоящее, - используется биографический метод - феноменологического анализа и проработки непреодаленных злоключений; б) Недостаточно известны собственные способности и реальные возможности, - работа по реализации личных способностей, работа с чувствами, устремлениями, над самопринятием и отношениями с самим собой; в) Страдание из-за отсутствия ориентиров - “экзистенциальный вакуум”.

9.Если у человека в каждый момент времени отсутствует какая-либо из фундаментальных мотиваций, он не может ощущать свои действия или переживания как действительно осмысленные (хотя другими людьми или позднее самим человеком они могут быть восприняты как осмысленные ). Таким образом, человек субъективно воспринимает как лишенное смысла то, что он, (1) не может принять, или (2) то, к чему он не имеет отношения, или (3) свое действие, которое он не ощущает как свое или за которое не может нести ответственность. Поведение или переживание может доставлять удовольствие, быть приятным, однако при этом у него может отсутствовать ощущение осмысленности. Особое значение для нахождения смысла имеют ценности - в соответствии со 2-й мотивацией: ”Мы неизменно осуществляем смысл бытия - наполняем наше бытие смыслом - путем воплощения ценностей”, “Смысл состоит в том, чтобы сделать наилучшее из возможного” (В. Франкл).

10. Обращенность к миру, встречаемому человеком с открытостью к его возможностям, порождает принципиально диалогический характер человеческой экзистенции. Эта базисная экзистенциальная позиция приводит к различению между “желать” и “хотеть”, “действовать” и “реагировать”.

11. В распоряжении терапевта имеется около 10 специальных техник и методик, кроме того, он в принципе может использовать техники других направлений терапии. В 75% случаев наблюдаются удовлетворительные результаты, а курс терапии значительно короче по сравнению с традиционными направлениями. Все это дает основания для применения ЭА в профилактике и лечении наркологической патологии и надежду на значительную эффективность такой работы.

Литература:

1. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ - найти согласие с жизнью. Московский психотерапевтический журнал № 1, 2001г.

2. Франкл В. Доктор и душа. С.-Пб, 1997г.

3. Франкл В. Воля к смыслу. М. 2000г.

4. Франкл В. Теория и терапия неврозов. С.-Пб., 2001г.
ГУЗ «ГОРОДСКОЙ НАРКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР СО СТАЦИОНАРОМ» ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
II-я городская научно-практическая конференция
МЕДИЦИНСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА НАРКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Hosted by uCoz